Живые родники

Исследовательский проект
«Живые родники»

Синопсис проекта:

Со времён Платона философы так не смогли дать научное определение, что такое ЗНАНИЕ. Чаще всего, они осторожно пишут: «ЗНАНИЕ может быть определено как ВЕРА, которая находится в согласии с фактами».

На Западе историков относят к разряду «практикующих философов». Это означает, что, кроме функции учёных, они исполняют ещё и особую социальную функцию. В их задачу входит интерпретация исторических фактов таким образом, чтобы они способствовали культурно-исторической самоиндентификации людей, как граждан своей страны.

Дети получают это особое историческое знание в школе и на всю жизнь запоминают, откуда они родом. Из каких мест. Они могут рассказать об этом много ИСТОРИЙ.

Это, так называемое, «персональное историческое знание». Оно, конечно, отличается от официальной науки. И это действительно ВЕРА, которая находится в согласии с фактами.

В этом смысле, истинная, живая история, это та, которую рассказывают родители детям. Это – ИЗУСТНАЯ история. То есть история, которую люди ПЕРЕСКАЗЫВАЮТ. Старики -внукам, родители — детям, местные – приезжим.

Если вы путешествовали по миру, вы, конечно, знаете, о чём идёт речь! В любом месте Земли вам расскажут массу ИСТОРИЙ о том месте, куда вы приехали!

К сожалению, это совсем не так — в России.

Давайте подойдём к любому прохожему на улице Московской и спросим, а чем знаменита Пенза? В лучшем случае, он перечислит ряд достопримечательностей, на которые можно взглянуть. Но расскажет ли он вам хотя бы ОДНУ ИСТОРИЮ про Пензу, Пензенский край, про пензяков?

Очень навряд ли.

И знаете почему? Потому что в России до сих пор продолжается ИНЕРЦИЯ советского «формата» мышления. При котором невозможно существование «персонального исторического знания».

Это означает, что есть ОФИЦИАЛЬНАЯ наука, которой занимаются единицы, а вся остальная «масса населения» должна благоговейно внимать написанному в учебниках.

В таких условиях не может возникнуть ЖИВОЙ истории. Истории, как ИЗУСТНОЙ традиции. Истории, как «персонального исторического знания» обычных людей, живущих в этих местах.

Потому что люди ОТЧУЖДЕНЫ от своего собственного исторического знания!

В советские времена это было нормой, потому что позволяло консолидировать народ во имя «светлого будущего» и т.д.

Но ведь советские времена давно прошли!

Настали «рыночные времена».

И тут же – в эту самую нишу «персонального исторического знания» — хлынула масса прохиндеев, которые пишут любой исторический бред и люди во всё это верят просто потому, что это, хоть как-то, НЕ СОГЛАСУЕТСЯ с официальной наукой.

Только по этой причине: главное, чтобы не совпадало. И в это будут верить. И формировать теперь уж ОЧЕНЬ специфичное «персональное историческое знание». Это — если мягко сказать.

Помогает ли это консолидации общества? Да, конечно нет.

Здесь нужно сделать очень важное замечание. Проблема российского общества состоит в том, что оно так до сих пор и не «рыночное». Потому что в «рыночном» обществе любой гражданин чётко различает форматы: это написано в формате «жёлтой прессы», где главный акцент делается на «сенсацию» и «однодневное» привлечение внимания, а это написано в формате популяризации исторического знания.

Это РАЗНЫЕ форматы. И «рыночный» человек это видит и легко различает. А «нерыночный», российский человек – всё воспринимает за чистую монету.

Нельзя сказать, что в России не существовало традиции «персонального исторического знания»!

Тот, кто читал в советские времена Валентина Пикуля или, скажем, В.Д.Иванова «Русь изначальная», конечно, имеет свою «персональную историю».

Но это, так называемые БОЛЬШИЕ литературные формы.

Времена меняются, всё стремится к международным форматам. А современный международный формат для «персонального исторического знания», это – БРЕНД территории. И краткие туристические «гайды», в которых – простым и ясным языком – написаны ИСТОРИИ, которые легко ПЕРЕСКАЗАТЬ.

Легко пересказать – означает «легко интерпретировать», легко перевести на любой язык. Легко сделать общедоступным для любой культуры мира. Легко вбросить в мировой культурный оборот.

Теперь возьмите «пензенские истории» и попробуйте вбросить их в мировой культурный оборот!

Не получится.

Совершенно не потому, что Пенза ничем не интересна!

Ответ прост: формат мышления пензенских краеведов не «рыночный». Обладая колоссальным знанием об истории Пензенского края. Они не сумеют рассказать вам ни ОДНОЙ истории, которая смогла бы увлечь хотя бы одного человека в мире. Ладно — в мире! Да нашу же, пензенскую, молодёжь!

При этом, они не просто не «рыночники» — они ещё и гордятся этим! Вот, что печально, на самом деле.

Вот мы говорим «рыночный» формат, «не рыночный» формат… А что это такое?

На самом деле, всё очень просто. Если ты не умеешь «продать» свою историю – да кому ты нужен? Но, при этом, — чтобы «продать» — совсем не обязательно впадать в формат «жёлтой прессы»!

Следует оставаться в формате ВЕРЫ, которая согласуется с ФАКТАМИ.

Иначе говоря, нужно работать в формате БРЕНДА.

Нужно создавать массу ИСТОРИЙ в виде туристических ГАЙДОВ, которые легко ПЕРЕСКАЗАТЬ. Которыми легко УДИВИТЬ, поразить воображение, взбудоражить его!.

Именно эти ИСТОРИИ и пересказывают родители своим детям!..

Да, во всём мире это поставлено на поток. Но, быть может, и в России пора уже начать приближаться к международным форматам?

Начать нужно с БРЕНДА. Но как его создать, если все пензенские краеведы на дух не переносят друг друга?

Такое слова, как «коллаборация» для них вообще нечто невероятное. Ну, не умеют они работать сообща во имя интересов своей земли. У каждого из них своя собственная мифология. А слушать и слышать друг друга они не хотят.

И всё же мы верим, что всё меняется.

Главное, изменить отношение. А там – всё приложится…

Исследовательский проект «Живые родники» — это инициатива молодёжи Пензенской области.

Цель проекта – создать современный формат «подачи» исторического материала о Пензенской земле таким образом, чтобы он мог легко трансформироваться в ИЗУСТНУЮ традицию, способствовал формированию «персонального исторического знания» у жителей Пензенской области.

Послужил основой для формирования международного БРЕНДА Сурского края.

Пензенские краеведы, другие деятели культуры Пензенской области – это живые источники ЗНАНИЯ о Пензенской земле.

ЖИВЫЕ РОДНИКИ.

В качестве символа проекта мы взяли образ, созданный знаменитым скульптором Анной Хайят Хантингтон «Факелоносец».

Один упал, другой подхватил эстафету, в этом — символ преемственности поколений.

Да, у современной молодёжи другой язык. И так было всегда.

Но все мы живём на этой земле и у нас у всех одна ЛЮБОВЬ.

Имя которой – Пензенский край.

 

Памятка для волонтёров:

Исследовательский проект «ЖИВЫЕ РОДНИКИ» — это патриотическая инициатива молодёжи Пензенской области.

Он проходит в контексте ГОДА ИСТОРИИ в России, которым был объявлен 2012 год.

В основу проекта положена идея международного Конкурса UNESCO «Authentic History: One Story».

Прямой перевод — «Подлинная история: Один рассказ». Однако, оригинал названия Конкурса содержит ещё и второй важный смысл: «Подлинная история: Одна история для всех [жителей этого места - легенда, легендарная история, то, что рассказывают об этом месте жители из поколения в поколение]».

Смысл проекта состоит в том, чтобы через призму одного рассказа, одной ИСТОРИИ, показать самобытность и уникальность данной конкретной территории. Обычно, такая ИСТОРИЯ, или СЮЖЕТ, лежит в основе территориального БРЕНДА.

Пенза богата историко-культурными традициями. Но как о них рассказать так, чтобы это было интересно для всех жителей Планеты Земля?

Если вы спросите «культурного москвича», что он знает про Пензу (?), то он непременно вам скажет: «О! Да это же город Глупов Салтыкова-Щедрина!»  И, может быть, во многом окажется прав. Мало, что изменилось с тех пор.

Если вы спросите обычного россиянина, который не бывал в Пензе, то чаще всего он перепутает её с Пермью. И даже не сможет показать на карте!

А вот интересно, что вам расскажет иностранец, если вы спросите его, знает ли он про такой город? Иностранец тут же залезет в Интернет и ответит вам: «Как же! Это тот самый город, где стоит самый большой в мире памятник Невидимке!» И, наверное, подумает: «Какие находчивые люди – жители российского города со странным названием PENZA».

Пензенские студенты решили исправить ситуацию. Они задумали создать КНИГУ для семейного чтения «История моего края глазами молодых», в которой будут представлены короткие рассказы-истории «про Пензу», показывающие её уникальность. Истории, которые могут рассказывать родители своим детям.

На основе такой Книги можно будет потом создать туристические ГАЙДЫ, создать основу для территориального БРЕНДА Пензенской области.

Другой формат такой Книги – Альманах «ЖИВЫЕ РОДНИКИ. Рассказы пензенских историков-краеведов о своём крае».

Формат Альманаха простой – краеведы должны представить ОДИН рассказ (историю, легенду, предание, сюжет, исторический анекдот…), в котором, на их взгляд, как в капле росы, отражается самобытность Пензенского края, характер жителей Пензенской земли.

Формат представления рассказа должен быть НЕ ПИСЬМЕННЫЙ, а «живой». Лучше, в форме «живого диалога» за круглым столом, символизирующим ЖИВОЙ РОДНИК, с которого начинается ИЗУСТНАЯ традиция ЖИВОГО РАССКАЗА, — который можно будет потом ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

Таким образом, формируются «информационные события», с которых и начинаются настоящие ЛЕГЕНДЫ о Пензенской земле

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Ваш отзыв