Кто такой Историк?

Наверное, каждый сможет ответить на вопрос «Кто такой Историк?»

Это — учёный-исследователь, который занимается изучением исторических фактов.

Что для него важнее всего?

Важнейшим для него является научная строгость в описании фактов.

Именно поэтому мы верим Историкам – ведь они имеют дело с документированными источниками, достоверность которых так или иначе доказана!

Другая «работа», которую выполняет Историк – это интерпретация исторических фактов.

В результате своих исследований, он представляет обществу связную картину прошлого, создаёт образы прошлого в общественном сознании.

Не больше и не меньше!

В этом и заключается социальная роль, которую выполняет историк.

По сути дела, он – публицист, журналист, писатель, рассказчик.

На основе изучения разрозненных исторических фактов, он рассказывает нам о нашем прошлом.

Почему Историк, кроме того, что он учёный, он ещё и публицист?

Потому что на основе представленных им «картин прошлого» у людей формируется то, что называется гражданским началом. В людях формируется самосознание — граждан своей страны.

Говоря по-научному, формируется самоидентификация «жителя своего края», своей земли, своей страны…

Чем лучше рассказ историка о нашем прошлом, тем ярче исторические образы в нашем сознании.

И — тем более активную гражданскую позицию занимают люди в своей жизни, в жизни своего государства.

Конечно, мы говорим банальные вещи – то, что «и так все знают».

Однако, как это не удивительно, в Пензе об этом необходимо говорить. Особенно, в «Год истории», которым объявлен в России 2012 год.

Почему необходимо говорить?

Потому что, оказывается, в Пензе ИСТОРИКОВ, в полном понимании этого слова – нет!

 

Есть краеведы, которые, акцент, по-видимому, делают на слово «ведать» в его архаическом употреблении.

Это — такие «ведуны», для которых научная строгость в описании исторических фактов является второстепенным делом. Для них важнее – красивый миф, который их самих увлекает. Таких «мифологов» в Пензе много. Но можно ли к ним серьёзно относиться? Наверное, нельзя.

Поэтому к ним «никак» и относятся. Если уж говорить начистоту.

 

С другой стороны, в Пензе много учёных-историков, которые напрочь забыли о своей социальной миссии «рассказчиков» — публицистов, журналистов, писателей.

 

Мы провели маленькое исследование — пензенские студенты-историки встречались с маститыми пензенскими учёными-краеведами с просьбой рассказать ОДНУ увлекательную  историю-рассказ из прошлого Пензенской земли, которую можно было бы потом поместить в туристический гайд, либо в книжку для семейного чтения, чтобы маленькие пензенцы с детства знали, на какой земле они родились.

Собственно, студенты хотели попробовать представить историю Пензы в международном формате. Так, чтобы она стала понятной для любого жителя планеты Земля. Чтобы она могла привлечь иностранных туристов. Чтобы у пензенской молодёжи пробудился интерес к истории Пензенского края…

 

Как вы думаете, много интересных историй собрали студенты?

К сожалению, нет. Оказывается, пензенские историки интересны только самим себе.

Не станем продолжать эту тему. От греха.

Но, самое печальное, это то, что они — плохие рассказчики! Они не сумели увлечь своим рассказом даже студентов-первокурсников! Что уж говорить об остальной молодёжи?

 

Ещё один результат этого незамысловатого проекта – оказалось, что и сами студенты-историки плохо пишут, плохо рассказывают. В курсе их подготовки отсутствуют «журналистские» дисциплины: они не умеют написать даже простое эссэ. У них плохо поставлена речь: она не образная, не выразительная.

 

Если, например, в США школьники в средней школе изучают в основном курсе «практический» английский язык, в рамках которого они овладевают образной, выразительной повседневной речью, а «литературный» английский язык изучают факультативно, так как литературный язык не может быть повседневным.

То в России всё по старинке — до сих пор!

Детей обучают «литературному» русскому языку, который они, в силу своего возраста, конечно, не могут освоить. А «практическому» русскому языку они обучаются не в школе, а на улице.

И понятно, что выразительность «практического» русского языка достигается уже отнюдь не за счёт нормативной лексики — образов, сравнений и метафор, — а за счёт обычного мата. Природа не терпит пустоты.

Таким образом, реальность в голове у маленьких граждан России начинает раскалываться на официальную и неофициальную, практически, уже в первом классе!

Этот «раскол» общественной жизни на «реальную» и «официальную», на самом деле, и является главным «продуктом» российской школы.

 

Любой американский школьник с детства обучен отвечать на просьбу «Metaphor please!» — «Расскажи другими словами, приведи сравнения, образы, чтобы не просто рассказать факты, а передать ощущение, показать твоё субъективное видение того, о чём ты рассказываешь…». Например, фраза «мой папа сильный», может быть «метафорирована» как «мой папа тигр», а фраза «я записался к дантисту на сегодня» может выглядеть так: «мне сегодня бивень будут сверлить!» (ненормативная лексика).

Попросите российского школьника рассказать вам что-нибудь!

В 90% случаев вы услышите БЕСЦВЕТНЫЙ рассказ (90% это метафора).

 

Но вернёмся к нашей истории.

Подумалось нам, что, может быть, пензенским историкам пора задуматься о своих собственных профессиональных стандартах. А не кивать беспрестанно, что-де Ключевский Василий Осипович – наш земляк!

Да, он наш земляк. И может явиться образцом для нас – и в профессии, и в гражданском служении!

Задайте себе, например, такой вопрос: а много ли вы посещали публичных лекций пензенских историков в своей жизни?

Ответ на этот вопрос, в конечном счёте, — это и есть ответ об уровне профессионализма пензенских краеведов.

Так не пора ли историкам обратиться к истокам своей профессии?

Ведь речь идёт именно о профессионализме, как бы резко это не прозвучало. Почему?

Потому что от нашего с вами профессионализма как раз и зависит качество нашей жизни. А не от бюджета, который нам выделяют, и не от зарплаты, которую нам платят!

 

И историки, как духовно-нравственная элита гражданского общества, возможно, могли бы начать с себя?

 

Если они считают себя таковыми, конечно.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Ваш отзыв