ПЕНЗЕНСКИЙ МОДЕРН

Из краеведческой литературы мне известна всего одна работа о пензенском модерне. Это статья вышла в 1994 году в журнале «Земство», в выпуске полностью посвящённом архитектуре и градостроительству Пензенской области. Автор статьи Елена Чернявская. Я привожу статью целиком и дополню её фотографиями сделанными с 2008 по 2012 гг. В статье указан перечень памятников модерна состоящий из 55 объектов; сюда не вошли другие может быть не самые значимые постройки в этом стиле, затерявшиеся на улочках уездных городов, я постараюсь их то же представить, но позже. Для лучшего представления памятников модерна Пензенской области я дополнительно использую фотографии из Пензенской Энциклопедии и снимки из городских сайтов ПО.

ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ
Жилые здания целесообразно разделить на особняки, жилые дома, доходные дома и загород­ные усадьбы.

Многоквартирные доходные дома нового типа появились в 1910-е гг. только в Пензе. Из них к мо­дерну относятся два (ул. Московская, 17 и ул. Ки­рова, 43) — оба трёхэтажные, в то время — с ма­газинами в первом этаже, по уровню архитектуры соответствуют столичным образцам. Акцентиро­ванным    вертикальным    членениям    фасадов противопоставлены выступы балконов, перекли­кающиеся с разнообразными козырьками-карни­зами. Разноцветная керамическая облицовка фасадов дополнена бетонными вставками с графическим рисунком. Стилистика этих домов несет заметный отпечаток ампира: большие полукруглые окна в одном, йоники и львиные маски на фасадах другого, аттики-фронтоны в за­вершении обоих. В 1980-х гг. неординарный дом на главной улице города — Московской — занял детский театр.

001.1

 

001.2

 

002.1

002.2

Жилые дома Пензы с поквартирным расселением в очень незначительной степени затронуты модерном. В них новому стилю, как правило, соответствуют лишь отдельные черты декора при сохранении традиционной объёмной композиции. Так, например, двухэтажный дом на ул. Ключевского (№ 72) имеет наличники верхнего деревянного этажа в виде рамки для фотографий. Ряд двухэтажных деревянных домов декорирован во фронтонах полотенцем и растяжкой. Капитальностью, размерами и броскими формами подковообразных окон с плавно извивающимися наличниками выделяется двухэтажный дом (ул. Богданова, 19).

003.1

003.2

003.3

004.1

004.2

Новым подходом отличаются последние жилые дома Пензы предреволюционного периода, выстро­енные в 1915 г. для инженерно-технических работников трубочного завода. Десять одинаковых одноэтажных кирпичных домов, на две квартиры каждый, со строгим классицистическим декором главного фасада, отражают тенденции типового строительства, ставшие нормой застройки ра­бочих посёлков советского времени. Из всех жилых домов с поквартирным расселением лишь наиболее художественно выразительный дом на ул. Богдано­ва получил общественное использование — в 1911 г. был приобретён музыкальным училищем и выпол­нял функции училища, а затем — музыкальной школы до настоящего времени.

005.1

005.2

Особняки, особенно рельефно отражающие черты модерна в крупных городах, в Пензе пред­ставлены лишь тремя скромными одноэтажными зданиями периферийной части города, отража­ющими разные течения позднего модерна. Все они очень просты снаружи и основательно переделаны внутри. Кирпичный, облицованный керамической плиткой дом (Богданова, 44, ныне уже утрачен) и деревянный (Ключевского, 74) относятся к нео­ампиру; кирпичный неоштукатуренный дом (Суво­рова, 62) тяготеет к функциональному модерну. В последнем выразительна входная часть с дверью, вписанной в круглое окно. Пензенские особняки по-прежнему служат жильём, только для большего числа людей, чем то, на которое были рассчита­ны.

009

010

Хорошо сохранился деревянный особняк в за­стройке усадебного типа г. Беднодемьяновска. Он отличается от соседних домов постановкой с отступом от улицы, усложнённой объёмной ком­позицией с входной башней под шатром, огром­ными наличниками плавных растительных очер­таний. Этот небольшой дом по-прежнему остаётся в частном владении.

011.1

011.2

Более соответствуют представлению об особня­ке модерна дома в Кузнецке и Сердобске, которые обладают яркой образной характеристикой. В Кузнецке сохранился лишь оригинальный фасад дома врача Шакина (ул. Ленина, 270), выполнен­ный как графическая композиция из за­глублённых и выступающих плоскостей со стран­ными деформированными полуколонками по сто­ронам проёмов и подобием занавеса над входом Последние десятилетия здание используется как музей, ныне музей Радищева.

012.1

012.2

Особняк с надворными постройками в Сердоб­ске (Ленинский пер., 36,1914 г.) имеет своеобраз­ную планировку помещений, ядро которой — цен­тральный холл, освещавшийся через световой фонарь. Строгий главный фасад с узкими тягами вертикальных членений, поднимающихся над карнизом, оживлён цветком в филёнках дверного полотна. В задней деревянной части утрачен бал­кон у башни-спальни и пристроена веранда для нужд детского сада-яслей.

012

Усадьба генерала от инфантерии В. Н. Воейкова в Каменке выполнена с размахом в расчёте на приезд царской семьи, по­ставлена на горе подобно итальянским виллам. Огромный главный дом с портиками завершён бельведером. Одновременно с усадьбой были вы­строены железнодорожная станция и ряд общест­венных зданий (дом управляющего, почта, банк), рядом была начата разработка минеральных вод. После экспроприации в усадьбе Воейкова разме­щались: коммуна, госпиталь, санаторий, за­менённый в последние десятилетия на ЛТП.

016.1.1

016.1.2

016.1.3

016.1.4

016.2

016.3

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ

Общественные здания являются очень значительной по численности и неоднородной груп­пой зданий нового времени. В эту пёструю по сос­таву группу входят: народные дома, банки, поч­тамт, вокзалы, училища, больницы и лавка.

Зданиям банков отводились почётные места в структуре городских центров и придавались выразительные архитек­турные формы. Самое замечательное здание Пензы — Поземельный крестьянский и земельный дво­рянский банк — был построен в 1912 году на глав­ной площади города. Это здание, выполненное по проекту известного петербургского архитектора А. И. Гогена, имеет характерную для романтического модерна ус­ложнённую объёмную композицию с башнями раз­ных форм и размеров. Его украшают черепичные крыши, металлические детали и майоликовые панно. В некоторой монументальности форм, круп­ных блоках облицовки нижней части стен ска­зались черты северного модерна; в тематике панно преобладают изображения злаков и солнца, что несомненно связано с хлебородным пензенским краем.

Потрясающе красив интерьер здания с причудливыми перегородками, каминами и лепной отделкой стен, выполненной преподавателем мест­ного художественного училища К А. Клодтом. В оборудовании здания применены последние достижения инженерной мысли — устроены биоочистные сооружения. Любопытно, что проект главного фасада этого здания в упрощённой трак­товке послужил основой для здания банка в Сама­ре, выстроенного в 1912 году (ул. Куйбышева, 153). Индивидуальная образная характеристика пост­ройки позволяет отнести её к значительным произведениям модерна. К зданию, стоящему в глубине ограждённого участка, устроены раздель­ные подходы и подъезды.

017.1

017.2

017.3

Второе значительное банковское здание Пензы расположено в ряду сплошной фасадной за­стройки главной Московской улицы (№ 62) и вы­глядит, как богатый жилой дом. Симметричный уличный фасад с двумя балконами украшен ке­рамической плиткой и ампирными лепными дета­лями.

018

Не менее интересно здание банка, выстроенное в 1914 году в селе (ныне городе) Каменка помещиком В. Н. Воейковым при подъезде к усадь­бе в числе других общественных зданий. Это здание сочетает черты модерна и неоклассицизма. Для него характерна разновысотность и сдвинутость объёмов, окна-щели и окна-арки. В декоре наряду с портиками использованы связанные в ленту полуналичники, разнотонный кирпич, дере­вянные кронштейны под сильным выносом крыши.

Судьба банка, как и большинства других банков, после 1917 года резко изменилась. Они получили назначение, более соответствовав­шее потребностям времени и места: в Каменском банке разместился кинотеатр и библиотека.

019.1

019.2

Важнейшие вокзалы региона (в Пензе и Кузнец­ке) были построены одновременно с железнодо­рожной сетью в 1870-90 годы, то есть до периода модерна. К рассматриваемому периоду относятся четыре вокзала; два из них — на территории быв­шей Саратовской губернии — яркие образцы стиля модерн.

Крупный кирпичный вокзал в городе Кузнецке сменил первый деревянный вокзал в 1910-х годах. Архитектура здания соответствует готизирующе-му направлению модерна в сочетании с нео­классицизмом. Главным композиционным акцен­том здесь является обращенная к площади высо­кая башня со стрельчатым входом, в декоре использованы орнаментальные мотивы модерна.

020.1

Другое здание, на станции Тамала ветки Ряза-но-Уральской железной дороги, — небольшое. Лёгкая асимметрия композиции, плавные линии фасадных членений, изящные металлические де­тали позволяют отнести его к числу лучших пост­роек этого стиля в регионе. Проект этого вокзала был использован и при строительстве вокзала на станции Ртищево (Саратовская область) той же железнодорожной ветки. Рядом с тамалинским вокзалом стоит маленькая водонапорная башенка, напоминающая сказочный домик.

021

Вокзал на станции Бессоновка пред­ставляет упрощённую трактовку национально-романтической линии модерна: имеет высокие крыши и развязку с полотенцем во фронтонах.

022

Судя по пристанционным сооружениям 1914 года, в формах неоклассицизма был выстроен и вокзал на станции Каменка (ранее Воейково), на месте кото­рого недавно выстроен новый вокзал.

024

В доме управляющего усадьбы в Каменке господствует неоренессанс.

025.1

025.2

Среди наиболее строгих в художественном отношении общественных зданий — больниц — лишь в двух комплексах обнаруживается стилистика модерна. Больничный комплекс в Пен­зе (ул. Красная, 32) стилистически относится к умеренному модерну, близкому к функционально­му.

026.1

026.2

Общественные здания, получившие название на­родных домов, появились на волне демо­кратических преобразований одновременно с модерном; в нашей стране это название, передающее колорит начала XX века, исчезло вместе с модер­ном в послереволюционный период. Среди народ­ных домов, построенных на территории области, крупнейшие связаны с новым стилем. Главный на­родный дом был выстроен в губернском городе Пен­зе, что понятно, второй по величине — в Чембаре, как дань памяти В. Г. Белинскому на его родине.

Имя революционера-демократа, поднятое интеллигенцией на щит в начале XX века, освятило строительство ещё одного крупного общественного здания Пензы — Дома Белинского, подобия народ­ного дома (клуба) для интеллигенции и раз­ночинцев. Все три значительные архитектурные со­оружения выстроены в 1910-е годы в формах классицизирующего модерна. Народный дом в Пензе (1916 г., инженер Яковлев) поставлен на са­мой народной Базарной площади. Дом Белинского (1914 г.) — на дворянской — Соборной площади. Брутальные формы народного дома с симметрич­ными башнями и огромными полукруглыми окнами изменены в 1960-е годы на более соответст­вующие образу драматического театра середины XX века. Дом Белинского сохранил внешний облик с изящными, плавно изогнутыми завершениями и изысканной декорацией из красного кирпича на фоне серой кладки стен. Более того, при расширении разместившейся в доме центральной областной библиотеки в новом объёме были полно­стью повторены старые формы.

Народный дом в Чембаре (Белинском) — самое крупное  здание  города  начала XX  века  и единственное в городе, связанное со стилем модерн. Оно обладает развитой объёмной композицией, рассчитанной на обход, эффектным купольным за­вершением и богатой фасадной пластикой. Рядом с ним был разбит сквер, который и сейчас служит открытым фойе Дома культуры.

027.1

027.2

027.3

028.1

028.2

028.3

029.1

029.2

029.3

Здание почтамта в Каменке, выстроенное в стиле неоампир в ряду других построек — банка и дома управляющего.

030.1

030.2

030.3

Торговая лавка на улице Московской

031

Среди общественных сооружений нельзя не отметить ещё одно, связанное с_ именем В. Г. Белинского — парадный вход в парк имени Белинского в Пензе, выполненный как трёхчастная арка с металлическими решётками тончайшего рисунка и барельефом Белинского. Сооружённый в 1911 году вход в середине века заменён новым.

032

Архитектура учебных зданий в губернии на протяжении всего XIX века была ориентирована на формы классицизма, которые в начале XX века получили лишь некоторую окраску модерна, породив сплав этих стилей. Три наиболее вы­разительных и крупных здания, сочетающих в своём облике черты модерна и неоклассицизма, построены в Сердобске: реальное училище в 1907 году, ремесленное училище в 1913 и женская гимназия в 1910 году. Два первых здания харак­теризуются пространственной сложностью и раз-новысотностью асимметричных объёмов. Строгий, но изысканный декор стен с разнотонной кладкой включает аттики, полосы полуналичников, ще-левидные нишки. Наиболее нарядна женская гимназия, фасады которой украшены фигурными аттиками над креповками и своеобразными, с под­солнухами, металлическими решётками парапета крыши, балкона и ограды участка.

Из двух значительно более простых, чем в Сер­добске, зданий училищ с чертами модерн в Мок­шане художественным уровнем выделяется училище на Пензенской улице (1913 год), фасад ко­торого украшен глазурованной плиткой.

033.1

033.2

034.1

035.1

035.2

036.1

036.2

037.1

037.2

КУЛЬТОВЫЕ ПОСТРОЙКИ

Культовых построек, связанных с модерном, в области всего две, обе в сельской местности. Одну из них — деревянную церковь, построенную в 1901 г. в селе Малая Садовка (Сосновоборский район), можно отнести к так называемому протомодерну. Гипертрофированность завершений (шлемовидного купола и шатра колокольни), использование на­клонных выпусков сруба, крестовин и обшивки в разных направлениях роднят её с романтическими постройками неорусского стиля.

Наиболее законченное и яркое воплощение по­лучил неорусский стиль в другой постройке — ча­совне, выстроенной купчихой Шибаевой над могилой дочери в селе Аргамаково (Белинский район). Часовня выполнена под влиянием архитек­туры домонгольских храмов; крупные блоки из се­рого гранита кое-где украшены изысканной резь­бой.

039.1

040

ИНЖЕНЕРНЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Новые конструктивные идеи нашли в начале XX века воплощение в строительстве мостов, которое было направлено на улучшение транспортных свя­зей и осуществлялось, как правило, на средства земства. Мосты в этот период строили как на мес­тных дорогах между деревнями, так и на крупных трактах. Известно, например, что на выстроенном в 1912 году Новотамбовском тракте было 12 желе­зобетонных мостов.

Конструкции мостов этого периода, судя по специальной литературе, были весьма разнообраз­ны. На сегодня в области зафиксированы мосты трёх типов: железобетонные на фермах и типа «труба», а также железные крытого типа.

Мосты, обнаруженные в сёлах бывшей Саратов­ской губернии, свидетельствуют о тенденции к использованию одинаковых типов в соседних сёлах. Так, одинаковые по конструкции и размеру мосты на железобетонных фермах построены в сёлах Лопатино (Лопатинский район) и Наумкино (Шемышейский район). Мост через реку Суру в большом торговом селе Лопатине отличается худо­жественным оформлением въездов, выдержанным в стиле модерн. Два железобетонных моста типа «труба» в соседних сёлах Русская Норка и Богда-новка (Шемышейский район) принадлежат к нео­классицизму — оформлены как римские арки с рустованным архивольтом и замковым камнем. Железные мосты, традиционно связанные с желез­нодорожным строительством, встречаются и на шоссейных дорогах. Два из таких мостов, у села Пяша (Сердобский район) и в посёлке Исса (Иссинский район), относятся к мостам крытого типа — их ограждают фермы, связанные вверху в жёсткую конструкцию.

Все эти мосты резко выделялись и сейчас выде­ляются своим обликом на фоне традиционной за­стройки сёл. Большой запас прочности позволил им сохраниться практически без изменений.

042.1

042.2

042.3

042.4

042.5

В центре Пензы находится самое маленькое инженерное сооружение модерна — насосная станция, выстроенная на главной площади города и получившая облик, роднящий её с малой архитектурной формой. Железобетонный цилиндр с окнами-щелями завершён куполом с ша­ровидным венчанием. Насосная станция, как и другие инженерные сооружения модерна, продол­жает функционировать в соответствии с данным ей в начале века назначением.

047

В группе инженерно- промышленных соору­жений абсолютный количественный приоритет принадлежит элеваторам — сооружениям, пред­назначенным для хранения и сортировки зерна. Их строительство в хлебородных районах России в конце XIX — начале XX века рассматривалось как важная государственная задача. Элеваторы, принадлежавшие правлению Рязано-Уральской железной дороги, строились у железнодорожных станций, что способствовало удобному вывозу зер­на. Всего в конце XIX века было построено 26 таких элеваторов, в том числе два — на территории ны­нешней Пензенской области, в Пензе и Сердобске.

Деревянные сооружения из бруса, выполненные по типу канадских, отличает утилитарная просто­та форм; с модерном в них связаны лишь конст­руктивные новации, в том числе использование бе­тона в рабочей башне и намёк на национально-романтические мотивы в виде деревянных деталей фронтонов зернохранилищ.

048.1

048.2

048.3

048.4

049

С 1910-х годов сеть элеваторов перешла во вла­дение Государственного банка, с деятельностью которого связан второй этап строительства. В результате этого этапа к 1918 году в России было построено 47 новых элеваторов. Шесть из них — на железнодорожных станциях Рязано-Уральской и Сызрано-Вяземской железных дорог в пределах Пензенской области: в Пензе, Башмакове, Колышлее, Тамале, Бекове, Сердобске.

Эти однотипные сооружения (одно или двукры­лые) были более вместительными и отличались бо­лее высокими эстетическими качествами. В их облике господствует модерн, который проявляет себя в контрастном по форме и материалу соче­тании объёмов зернохранилищ (дерево, металл) и рабочей башни (бетонные блоки), эффектном за­вершении зернохранилищ крышами с изломом, изящных деталях в завершении рабочей башни в виде волнообразных аттиков с надписями и столбиков с шишечками. Наиболее нарядны рабочие башни элеваторов в Тамале и Колышлее, где художественно обработаны не один, а два фасада.

Элеваторы второй очереди строились более основательно, в виде комплексов, включающих погреб для хранения горючего и контору с сараем. Одинаковые при всех элеваторах железобетонные погреба-бункеры обладают очень яркими чертами модерна. Они выступают над землёй в виде полусф­еры, в которую врезан наклонный короб входа,’ оформленный аттиком и контрфорсами. Примеча­тельно, что при типовой схеме комплексов и одинаковых функциях сооружений облик контор, выполненных из блоков в форме неоклассицизма, не повторяется.

Элеваторы, во множестве выстроенные у желез­нодорожных станций к 1918 году, сохранились да­леко не везде. Большинство из тех, что попали в зо­ну военных действий 1941-45 годов, были полно­стью уничтожены. Пензенские элеваторы продол­жают функционировать и по сей день, некоторые сохраняют первоначальное оборудование. В то же время практически во всех элеваторах произведе­на частичная модернизация: нефтяные двигатели заменены на электрические, переделаны приёмные устройства, рассчитанные на гужевой транспорт, поставлены более мощные подъёмные механизмы. Некоторые элеваторы расширены путём при­стройки новых закромов и зерносушилок.

051

053.1.1

053.1.2

053.1.3

053.2

053.3.1

053.3.2

054.1

054.2

056.1.1

056.1.2

056.1.3

056.1.4

ОРИГИНАЛ СТАТЬИ И ТАБЛИЦА

56 Колышлей

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Ваш отзыв